Леонид Рубинштейн●●Нельзя забыть●Заключение

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск

Книга: Нельзя забыть
Характер материала: Мемуары
Автор: Рубинштейн, Леонид
Дата создания: апрель 2011, опубл.: октябрь 2011. Копирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений•  Публикуется с разрешения автора
Заключение

Минское гетто... Спустя столько лет после войны я могу сейчас проанализировать, подумать. И могу с уверенностью сказать, что это настоящий концлагерь, лагерь смерти. Мне понятно сегодня, почему немцы сделали гетто. Чтобы легче было совершать погромы, чтобы легче было расстреливать. Ходить по всему городу и искать, где живут евреи, было бы намного сложнее. У них было все продумано. Фабрика смерти в гетто работала круглые сутки.

Обидно было слушать после войны, что люди, жившие в гетто, евреи, шли, как бараны, в колоннах на смерть. Это было одно из самых несправедливых обвинений в адрес узников Минского гетто. Но фашисты разработали эту систему уничтожения досконально. Когда человека приводили к Яме, его раздевали. Раздевали не только из-за вещей. Наукой доказано, что голый человек не в состоянии сопротивляться. Он теряет до пятидесяти процентов своей силы. Но мы знаем, как женщины, стоявшие уже у Ямы, – за пять минут до смерти руками прикрывали свою наготу, а эти звери стояли, смеялись и стреляли в них. За пять минут до смерти они еще были людьми, у них еще был стыд, а у этих зверей кроме жажды крови и смерти ничего не было. Сегодня и у нас в Беларуси, и во всем мире уже известно, уже признано, какое было сопротивление в Минском гетто, какая была подпольная организация. Сегодня есть улица Гебелева, есть памятная доска на бывшей больнице – на углу улиц Коллекторной и Сухой. Это здание еще стоит сегодня, и есть там памятная доска о подпольщиках, которые там собирались. Сегодня мы знаем фамилии: Смоляр, Гебелев, Пруслин, Липская, Брускина и многие другие. К 65­­й годовщине гибели Минского гетто приказом министра обороны Республики Беларусь двадцать один человек был посмертно награжден памятной медалью. Это впервые было сделано за все годы. Впервые признали, что в гетто была подпольная организация, которая снабжала партизан и одеждой, и вооружением, и медикаментами. В самых тяжелых условиях, в условиях страшного террора, ежедневных убийств, ужасающего голода подпольная организация действовала. Подпольщики выводили детей, определяли их в детдом. Это была мощная подпольная организация, которая признана сегодня всеми.

В Минском гетто погибло более ста тысяч человек. Двадцать шесть тысяч погибло евреев, которых привезли из Европы: из Германии, Австрии, Чехословакии, Венгрии. За тысячи километров их привезли, чтобы здесь зверски уничтожить.

Долгие годы мы ходатайствовали, чтобы установить памятники на еврейском кладбище, где были четыре братские могилы, в Тучинке, где расстреляли более пяти тысяч человек. И вот в дни 65­-летия гибели Минского гетто были открыты эти памятники. Теперь они стоят, и для нас это очень важно, для тех, кто был узником Минского гетто, кто пережил эту страшную трагедию.

Пройдут годы, и не останется в живых никого из свидетелей этих событий. Жизнь идет своим чередом. Уже сегодня нет ни одного узника Минского гетто моложе семидесяти лет. Но эти камни, эти памятники будут, как часовые, стоять и напоминать тем, кто пройдет мимо, о трагедии гетто. Они будут немыми свидетелями ужасов войны.

Концлагеря Германии. Очень страшно сегодня вспоминать и говорить об этом. Тяжелая работа, непосильная для такого пятнадцатилетнего мальчишки, которым я был тогда. Голодный, в деревянных колодках, которые вечно падали с ног. Каторжная работа в каменоломнях. Но даже там, в концлагере, в кошмарных условиях, были военнопленные, которые боролись против немцев. Знаем мы сегодня про «Бухенвальд», где 11 апреля 1945 года заключенные подняли восстание и победили. И мне хочется еще раз сказать о военнопленных, которые были в «Мюнхен-аллах», которые в страшнейших условиях все делали, чтобы подорвать военную мощь Германии. Да, они поплатились жизнью. Да, их расстреляли. Но они внесли свой маленький вклад в победу над фашистской Германией.

Отдельно мне хочется сказать о Праведниках. Не все, наверно, понимают, а может быть, не отдают себе отчет, кто такие Праведники. Это люди, которые совершили огромный подвиг. Не только потому, что они спасали евреев. Если бы, не дай Бог, в беде оказались не евреи, а представители другой нации, Праведники бы тоже спасали их. Это люди с большим сердцем. Ведь спасти – лишь маленькая толика. А спасенных нужно было кормить, и не один день, а годы. Кого-то спасли в 41-­м году, а Минск освободили в 44-­м. И надо было накормить, и надо было помыть, и надо было одеть. И надо было все время быть начеку и бояться, чтобы кто-то не показал пальцем, не донес, что вот она спасает еврейского ребенка. Ведь если бы немцы узнали, что семья спасает еврейского ребенка, расстреляли бы всю семью, а может быть, сожгли бы и всю деревню. Эти звери на все были способны. Спустя столько лет после войны могу сказать: мы перед ними в неоплатном долгу! И мне кажется: настанет время, и в Минске – столице нашей страны, установят два памятника. Один памятник – жертвам фашизма. Второй рядом – Праведникам Мира. И на этом памятнике должны быть высечены фамилии Праведников мира. Это – элита белорусского народа. Все же придет время, когда это будет сделано.

Все, что я выстрадал, навсегда останется в моей памяти. Смерти моих близких, родных, друзей. Смерти лучших дней моей жизни.

Все это никогда больше не должно повториться.

Апрель 2011 г.

Автор выражает благодарность за помощь в работе над книгой Василенок Ольге Игоревне.