Михаил Трейстер●●Проблески памяти●Еще раз про это

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск

Книга: Проблески памяти
Характер материала: Мемуары
Автор: Трейстер, Михаил
Опубл.: 2003. Копирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений•  Публикуется с разрешения автора
Еще раз про это

Мне часто задают вопрос: был ли в Белоруссии до войны антисемитизм?

Отвечаю: государственного не было. Об этом говорит довоенное количество евреев на руководящих должностях в промышленности, медицине, в армии и даже в партии. О музыке, кино, эстраде и торговле уже и говорить нечего. А что касается антисемитизма бытового, то он никуда не делся, а просто пребывал в латентной (скрытой) форме.

Причин этому было несколько, но основных, на мой взгляд, две. Во-первых, пребывала в загоне религия. Хорошо ли это? Нет, плохо. Даже очень плохо. Но, да простят меня верующие всех конфессий, религия при всей своей роли духовного воспитателя все же способствует разделению людей по национальному признаку. И не только. Достаточно вспомнить, на какое количество направлений и субконфессий разделены основные мировые религии. Неужели кто-нибудь станет утверждать, что это способствует объединению людей даже в пределах одной религии и одной нации?

Во-вторых, до войны не только существовал, но, в отличие от нынешнего времени, и действовал закон, карающий за оскорбление национального достоинства и разжигание межнациональной розни.

Что касается нас, довоенных ребят, то, если мы и знали, кто есть кто, это никак не влияло на наши взаимоотношения. В цене были иные качества, определявшие достоинство пацана.

В компаниях старших братьев также царил полный интернационал. За нашим большим обеденным столом иногда умещалось человек двадцать. Щелкали орехи, пили крем-соду. Странно, но как-то обходились без спиртного. Потом танцевали до упаду. При этом парней и девушек интересовала в основном одна тема, но вряд ли это был национальный вопрос. Кстати, и женились потом, далеко не всегда соблюдая национальный критерий.

В войну и послевоенные годы бацилла межнациональной розни ожила и активизировалась благодаря гитлеровской пропаганде и «мудрой национальной политике отца всех народов» И. В. Сталина, достигнув кризисной точки в 1948-52 годах (от убийства Михоэлса до «дела врачей»).

Теперь, похоже, начинают вспоминать, что, как сказано в Евангелии, во Христе «нет ни эллина, ни иудея» и что все мы на одном корабле. Но это уже другая тема. Кстати, в довоенных свидетельствах о рождении не указывалась национальность родителей.