Михаил Трейстер●●Проблески памяти●Этого быть не могло. Но было

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск

Книга: Проблески памяти
Характер материала: Мемуары
Автор: Трейстер, Михаил
Опубл.: 2003. Копирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений•  Публикуется с разрешения автора
Этого быть не могло. Но было

Я хочу, чтобы читатель не умом, но сердцем ощутил, что Холокост — не только тысячи и миллионы погибших, то есть, не только статистика.

Так что же такое Холокост?

Это состояние человека, приговоренного к смерти без вины и без надежды на помилование.

Это голод, но не тот, когда просто очень хочется есть, а тот, когда в голове ни одной мысли, кроме как о еде, и когда никак не можешь понять: на земле столько народу, и все что-то едят. Неужели на всех хватает?

Это холод, но не теперешний, от которого можно спрятаться в магазине, метро или кафе, а зловещее дыхание смерти, заползающее под твою ветхую одежонку, и ты понимаешь, что если не укроешься от него сейчас, немедленно, то тебе крышка. И ты готов пойти на смерть, если перед этим дадут согреться.

Это лежащий на углу Обувной и Шорной раздувшийся от голода и водянки пока еще живой ребенок лет четырех, которому не повезло — каратели не заметили его в последнем погроме, где погибли все его родные, и он выполз, чтобы умереть на тротуаре под роем мух. И никто не может ему помочь, потому что в этом же погроме расстреляли детский дом и больницу — детей, больных (прямо в постелях) и весь персонал.

Это, наконец, глаза моего соседа по верстаку, которого третьи сутки не выпускают из цеха, поскольку в гетто, где остались его жена и двое детей, третий день идет июльский погром 1942 года, а мой сосед, классный специалист, еще нужен Рейху и по плану «окончательного решения» его должны убить не ранее октября 43-го. Но и не позже.

А теперь закройте глаза, сосредоточьтесь и представьте, что все это происходит, упаси Бог, с вами. И если вам это удастся, то вы поймете, что Холокост — это не поле для борьбы амбиций и состязания красноречий. Это тема, о которой надо меньше говорить и больше думать. Как на краю могилы.

Однажды школьник в Германии после нашей беседы спросил:

— Как все это могло быть?!

И я ему ответил:

— Этого быть не могло. Но все это было…