О проекте "Иерусалим. Такой город"

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск

Иерусалим. Такой город.

Ксения Агалли

Этот проект зародился несколько лет назад в Махачкале, где Светлана Анохина, мой большой друг, журналист, красавиц и умниц (или как бы тут изящно перейти на грамматически правильный и одновременно модный политкорректный язык? – я запуталась и уже не знаю, как надо) – в общем, Света начала писать и публиковать одном из еженедельников рассказы о людях, когда-то живших в городе, о домах, местах, событиях, встречах, о том, что не должно потеряться и забыться. На вопрос о том, зачем она это делает, Света отвечает так: «Я хочу, чтобы все знали, что здесь жили поэты, красавицы, безумцы, художники, ни на кого не похожие люди в неповторимом и живом городе».

Проект получил название «Был такой город»; он рос и развивался, и доразвился до книжки, которая объединила все эти многочисленные рассказы и вот как раз в эти дни должна появиться на свет.

И тут разные люди, сидящие в разных местах (и я в их числе), одновременно подумали – и у нас тоже есть свой город, и о нем тоже нужно написать. Так проект распространился на Иерусалим, Самару, Ташкент, Дербент; на очереди Львов, Владикавказ, Тбилиси, далее по карте.

Правда, у меня сразу возникла некоторая проблема с общим названием бренда. Ни один находящийся в своем уме иерусалимец не согласится с тем, что Иерусалим «был». Как это «был» и куда это делся?! Нет, исключено. Иерусалим был, есть и будет до скончания времен и еще немножечко после. Ну, наш трамвай так точно просквозит в веках в назидание всем формам жизни, предусмотренным Божественным планом на всех ступенях восходящей эволюционной лестницы.

С другой стороны, «Есть такой город» тоже не скажешь, потому что все тут же припомнят относительно недавний и нехороший возглас «Есть такая партия!» и закручинятся, и не станут читать.

Ну, и «Я знаю, город будет» подобным же образом удерживает меня от употребления будущего времени.

Так что же делать? Ведь мы живем во времени (ах, какая новая мысль!), нам не вырваться, нас не выдернуть из него; мы пробираемся, проталкиваемся вперед, а оно течет сквозь нас назад, вымывая ежедневно из под ног то, что уже не «есть», что уходит и скоро совсем уйдет. А мы вот ловим ежесекундно уходящее от нас за хвост и хотим об этом рассказать. Мы оборачиваемся и смотрим вслед веренице покидающих нас танахических сапожников, великих энциклопедистов, книжников, лавочников, путешественников, антикваров, мошенников, богоборцев и богоискателей, веселых пьяниц и ворчливых аскетов (белые камни, цветные одежды, солнечный ветер, звенящая небесная ось). Мы будем говорить с ними, мы будем говорить о них, - мы постараемся быть достойными места и времени, выделенных нам, и никого не посрамить.

Мы, иерусалимцы.