Шломо Авинер●●Вопросы и ответы●Казнить ли убийцу семьи Ушеренко?
Книга: Вопросы и ответы Характер материала: Лекция/выступление/публикация Авинер, Шломо, переводчик неизвестен |
Язык оригинала: иврит. — Копирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений интервью Шимона Бримана, подготовил рав Мордехай Фридфертиг |
Один из главных современных идеологов религиозного сионизма, раввин Шломо Авинер, дал галахическую оценку вопросу о применении смертной казни к убийце семьи Ушеренко. При каких условиях иудаизм позволяет лишить жизни такого изверга?
По прошествии месяца со дня зверского убийства шести членов семьи Ушеренко, портал IzRus обратился к раввину Шломо Авинеру с просьбой дать галахическую оценку этому преступлению, а также возможному наказанию убийцы. Откликнувшись на это обращение, идеолог религиозного сионизма сразу же задался вопросом: «После столь шокирующего события, стали звучать призывы приговорить убийцу семьи Ушеренко к смертной казни. Можно ли, согласно Галахе, выносить смертный приговор в Еврейском государстве?».
Отвечая на этот вопрос, Авинер отметил: согласно галахе, в настоящее время нельзя выносить подобные приговоры, так как в Израиле нет Синедриона — Высшего суда, действующего по законам Торы. Но, с другой стороны, в знаменитом своде основных законов иудаизма «Шулхан Арух» прописано, что «любой еврейский суд, даже не на Земле Израиля, если видит, что народ устремляется к преступлениям, имеет право приговаривать к смерти».
По мнению Авинера, на Земле Израиля лишь три «инстанции» имеют право приговорить преступника к смерти: пророк (его у нас сегодня не имеется), Верховный религиозный суд и Государство Израиль. При этом раввин отметил: «Всегда существуют очень большие опасения по поводу вынесения смертного приговора, так как после его исполнения ситуацию уже нельзя исправить. Именно поэтому даже в древности Синедрион старался не выносить смертных приговоров. В Талмуде сказано, что тот Синедрион, который раз в 70 лет выносил смертный приговор, считался жестоким. Даже собственные признания подозреваемого еще не являются причиной для вынесения смертного приговора — на человека могут оказать давление, или он может быть душевно нездоров».
Собеседник портала IzRus привел слова крупнейшего раввинистического авторитета и знаменитого философа Маймонида (Рамбам) о том, что нельзя поставить стражей порядка на каждом шагу, поэтому нужны меры по «охлаждению» общества. Великий мудрец средневековья выделял четыре критерия для определения строгости приговора:
1) Тяжесть преступления — чем она больше, тем строже должно быть наказание.
2) Распространенность преступления — чем оно шире распространено, тем суровее должно быть наказание.
3) Притягательная сила преступления — чем больше такие преступления притягивают людей, и стимулируют желание совершать их, тем сильнее должно быть наказание.
4) Легкость осуществления — если легко совершить злодейство, не будучи пойманным, то только угроза сурового наказания может предотвратить его осуществление.
На основе этих критериев Авинер делает выводы применительно к убийству семьи Ушеренко:
1) Тяжесть преступления — налицо.
2) Распространенность преступления — это очень редкое явление.
3) Притягательная сила — может возникнуть лишь у очень незначительного количества людей.
4) Легкость осуществления — трудно совершить столь ужасное преступление.
«Поэтому нет необходимости приговаривать убийцу семьи Ушеренко к смертной казни для предупреждения остальных, хотя данное преступление является чрезвычайно ужасным», — заключил раввин Шломо Авинер.