Шломо Авинер●●Вопросы и ответы●Разрешено ли убивать нееврея?
Книга: Вопросы и ответы Характер материала: Лекция/выступление/публикация Авинер, Шломо, переводчик Нетанэль Элимелех |
Язык оригинала: иврит. — Копирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений подготовил рав Мордехай Фридфертиг |
Один человек написал книгу, в которой он утверждает, что можно убивать неевреев. Ответ: нет. Почему? Не всё требует объяснения "почему". Когда начинаются объяснения, начинается и казуистика. Так ответил рабби Моше Файнштейн в "Игрот Моше" автору "Минхат Ицхак" рабби Ицхаку Яакову Вайсу, который задал вопрос: "Разрешена ли пересадка сердца?" Рабби Файнштейн написал: "Я не хочу углубляться в соображения, мнения и споры, потому что всякий прибавляющий к спору и соображениям - убавляет, и выходит, будто нужны в этом вопросе соображения, так как всё не так просто. А через это придут к облегчению, сказав, что здесь можно возразить и опровергнуть. И, хотя это и будут пустые слова, скажут, что раввины разошлись во мнениях, а значит, следует облегчить, упаси Б-г. Поэтому я говорю - и это алаха и руководство к действию, что вопрос ясен и незачем обсуждать и спорить". (Хотя сегодня ситуация изменилась и многие раввины разрешают пересадку сердца. - Прим. р. Авинера.) Так что мы не станем углубляться в обсуждение заповеди "Не убивай" и дадим ответ: Нет.
И даже более того. В мидраше "Мехильта" написано (и эти слова приведены в книге "Кесеф мишне" - комментарии на "Мишне Тора" Рамбама [Законы об убийстве, 2:11]): "Исэй бен Акива говорит: "До дарования Торы нам было запрещено проливать кровь. Разве после дарования Торы строгое облегчено?"" Это значит: до дарования Торы, когда были только семь заповедей сыновей Ноаха, существовал запрет убивать нееврея, потому что все были неевреями. Шведу запрещено убивать норвежца. Потом мы получили Тору. Но ведь Тора дана, чтобы устрожить и увеличить число заповедей с семи до шестисот тринадцати, а не для того, чтобы облегчить и отменить запреты. И это совершенно очевидно.
Во время войны закон другой. Тосфот в комментарии на трактат "Авода зара" (26б; см. тж.: Бейт Йосеф, Йоре деа, 158) пишут: "Почему сказано: "лучшего из неевреев - убей", если запрещено убивать нееврея?" И отвечают: "Речь идет о войне". Но кто убивает во время войны? Армия! Не любой человек. Во время войны запрещено предпринимать даже правильные действия, если не получено четкого приказа. Доказательство этому находим в комментарии Нецива из Воложина на "Шеильтот де-рав Ахи Гаон" (142): Шауль счел Йонатана мятежником [и хотел казнить его], так как тот ел мед, хотя Шауль велел не есть. В конце концов народ воспротивился казни и спас Йонатана (Шмуэль 1, 14). Йонатан совершил действительно правильный и справедливый поступок, но нарушать приказ нельзя. Хотя существует такое понятие, как заведомо ошибочный приказ, в общем случае приказы нарушать нельзя. Поэтому на войне можно убить нееврея, даже лучшего из неевреев. Если командир говорит: "Стреляй", а я вижу в прицел, что этот нееврей мне знаком и он хороший, все равно нужно убить его, поскольку он сражается против нас.
Таким образом, просто так убить нееврея запрещено, но ЦАХАЛу на войне - разрешено.
Во времена британского мандата рав Кук сказал верховному комиссару: "Вы не защищаете нас от арабов и вы не позволяете нам иметь оружие. Или одно, или другое". Верховный комиссар ответил: "Если я разрешу вам иметь оружие, мне придется разрешить и арабам, чтобы было равновесие". Рав Кук возразил: "Это разные вещи! Арабам нужно оружие, чтобы убивать. Нам нужно оружие, чтобы защищаться". На это комиссар сказал: "Рав знаком только с религиозной молодежью. Религиозная молодежь не будет убивать просто так, а светская будет". Ответил рав Кук: "Это не так. Весь народ Израиля слышал: "Не убивай", этот приказ - в самом сердце еврейского народа".