Шломо Авинер●●Таль Хермон●(4-08) Пинхас

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск

Книга: Таль Хермон
Характер материала: Рецензия или комментарий к первоисточнику
Автор: Авинер, Шломо
, переводчик неизвестен
Язык оригинала: ивритКопирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений
Недельный раздел "Пинхас"

Содержание

Определение правдивой ревности

Что плохого в ревности

Наша недельная глава начинается со слов, которые при первом рассмотрении мы можем принять за похвалу ревности: " Пинхас … успокоил мой гнев… своим ревнительством моей ревности в вашей среде… и поэтому скажу, что я обещаю ему «Союз мира.» Пинхас получает награду за ревность в виде «Союза мира». Мудрецы подчёркивают, что действие Пинхаса было совсем не простым в глазах народа. "И колена унижали его говоря: «Смотрите на этого сына Пути, который откармливал отца и мать тельцами, предназначенными для идолопоклонства, и убил главу колена Израилева» и поэтому приходит Тора рассказать о том, чей он сын. (Сангедрин 82 2) В другом месте сказано: «Пинхас пошёл против воли мудрецов, и они просили отлучить его от общины, но вышел голос небес и провозгласил: „И будет ему союз вечного священничества“ (Иерусалимский талмуд, Сангедрин 9 7).

То есть сам поступок Пинхаса определён как отрицательный, и вызвал критику со стороны народа. Народ видел в этом поступке остатки склонности к насилию, относящиеся к сущности идолопоклонников. Идолопоклонники не столько люди, которые ошибаются в теологическом смысле понимания Божественности, но люди погрязшие прелюбодеянии и кровопролитии, освящающие насилие, приводя его в свои храмы, и тем самым получая для него легитимацию. Пинхас был из потомства Итро, который был жрецом идолопоклонников. Конечно, Итро сделал гиюр, но народ боялся, что остатки этого насилия остались в душе Пинхаса, и из них произошло его действие. Его поступок был принят, только после того, что написано в Торе его родословная: „Пинхас сын Элазара Сына Аарона коэна“ то есть, Пинхас относится к родственникам Аарона „любит мир и преследует мир“, то есть человек мирный, и нет в его душе, не дай Б-г, ни грамма насилия.


Личность ревнителя

То, что Тора старается рассказать нам о происхождении Пинаха, его святости и величине, показывает нам, что его ревностный поступок имеет место только как исключение, согласие на легитимность которого может обеспечить только личность ревнителя, что действует он не из собственной жестокости, но исходя из чистого и честного расчёта полезности действия для Народа Израиля, из намерения восславить имя Небес. (Олат Раая 1 стр. 394). Он должен быть на духовной ступени священников, которые благословляют народ благословением мира, относящимся к мере благочестия: „ туммим Твой и урим Твой благочестивому мужу Твоему“ (Дварим 33 8).

Поэтому, говорил адмор из Астровицы, Тора рассказала полную родословную Пинхаса, чтобы сказать тебе, что только тому, кто на уровне Пинхаса, можно быть ревнителем. Его ревность пришла не из ненависти, но из любви. Он встал из народа, наполненный любовью к Народу Израиля.


Исходя из Торы

Не только личность ревнителя определяет возможность ревности. Само действие, даже если оно исключение само по себе и выходит за рамки обычного галахического поведения, тоже проверяется в свете источников. Пинхас встал „из народа“ — из Сангедрина, и из этого центра Торы он получает разрешение на своё действие. Он не делает это, никого не спросив, а идёт и спрашивает Моше, и предлагает ему этот вариант „ревнители нападут на него“, чтобы спасти народ от гнева Всевышнего.

Спросив, он получает ответ: „Ты предложил, тебе и исполнять“ (Сангедрин 82 1). Не достаточно давать хорошие предложения, нужно их воплощать. И с благословения Моше, учителя нашего, передавшего нам Тору, он встаёт и совершает действие, выходящее за рамки обычных законов Торы. Даже выходящее за рамки поведение, должно быть по порядку. Например, распоряжения армии в чрезвычайных положениях, даже они получают свои полномочия из закона. Исключение получает своё разрешение из правила. Необычное действие упорядочено по Торе из оценки мудрецов Торы. (См Орот Кодеш 3) Если так, каждое ревнительское действие должно быть проверено на:

1. Со стороны личности ревнителя, любит ли он мир, и стремится к нему.

2. Со стороны Торы и источников.


Ревность требует проверки

Ярким примером того, что ревность, даже исходящая из высокой святости, требует проверки, может послужить наша гафтара (Мелахим 1:19), которая говорит о пророке Элиягу. Элиягу похож на Пинхаса. Настолько, что мудрецы сказали „Пинхас это Элиягу“ (Мидраш Раба Шир аШирим 2), то есть их души очень похожи. Оба выделяются ревнительством во имя Всевышнего, проявляющегося в них. Элиягу, убегая в пустыню, боясь Изевель, приказавшую его убить, отвечает на вопрос Всевышнего „ Что тебе здесь Элиягу?“, отвечает: „Ревную ревность Всевышнего, Бога воинств, ибо оставили союз твой сыны Израиля, жертвенники Твои разрушили и пророков Твоих убили мечом; и остался я один; но и моей души искали они, чтобы отнять ее“

Мудрецы передали нам разговор, который развернулся между Всевышним и Элиягу по поводу сказанного выше. Сказал ему Всевышний, благословенно имя Его: „Мой союз? Может, твой?“ Сказал Элиягу: „жертвенники Твои разрушили“. Сказал Всевышний: „Мои жертвенники? Может, твои? И твоих пророков убили мечом. Мои пророки, какое твоё дело?“ Ответил ему Элиягу: „Остался я один, и просят они моей гибели“.

Если так, то Элиягу ревнует ревность Всевышнего, а он у него спрашивает: Какое тебе дело? До того момента, когда оказывается, что у этой ревности есть примесь личного интереса, некий яростный ответ преследуемого человека, и нет здесь чистого намерения. Эта критика Всевышнего по отношению к Элиягу подчёркивает необходимость проверять ревность, даже если она происходит во имя Небес.

В том же месте Элиягу находит лепёшку, печёную на углях „угат рецафим“. Что такое рецафим? Сказал Шимон бен Гамлиэль „роц пе“ — разбивающий рты всем, кто говорит плохо о моих сыновьях». Ему досталась критика намёком за то, что осудил Израиль. После того как говорил о своей ревности, Всевышний проявлялся к нему в виде ветра, шума, огня и звука тонкой тишины, и снова спрашивал его: «Что тебе здесь Элиягу?» Он ему ответил: « возревновал ревность твою».

Объясняют мудрецы: Всевышний начал говорить ему слова утешения. «Сказал: Когда я спустился давать Тору Народу Израиля, со мной спустились ни кто иные, как мои ангелы, которые хотели добра Народу Израиля… (Всевышний хотел напомнить ветром и звуком и огнём получение Торы, при котором были только ангелы, которые хотят добра Народу Израиля, намекнуть на отрицательность ревнительства)). Подождал Всевышний 3 часа. Но Элиягу остался при своём мнении и сказал ему „Ревную ревность Твою“. Сразу после этого говорит ему Всевышний: Элишу помажь в пророки вместо себя, ибо задуманное тобой ты не можешь сделать» (Илькут Шимони Мелахим 1 19).

Если так, то пророк Элиягу убран со своего поста только потому, что ревновал к имени Всевышнего, и его ревность оказалась неверной! И отсюда понятно, что ревность требует проверки.