Шломо Авинер●●Таль Хермон●(5-01) Дварим
Книга: Таль Хермон Характер материала: Рецензия или комментарий к первоисточнику Авинер, Шломо, переводчик неизвестен |
Язык оригинала: ивритКопирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений |
Содержание |
Вот то, что сказал Моше
Книга Дварим — это речь Моше перед входом народа в Землю Израиля и перед его смертью. Очень длинная речь от Божьего человека в возрасте 120 лет, который «не притупилось зрение его и не истощилась свежесть его» (Дварим 34 7). Не смотря на то, что в начале он говорит о себе, что «не человек речей я» (Шмот 4 10), а здесь раскрывается перед нами как великий оратор.
Мудрецы замечают (смотри Шмот раба 1 7), что отрицание того, что Моше «человек речей» — не физическое заикание, но в силу высоты своей души он не может говорить с народом так, чтобы быть понятым, в подходящих ему выражениях, и поэтому нужен Аарон, чтобы он тоже был пророком (Шмот 4 15 ; 7 1) (Пророк от слова речь: Сотворю речение уст: «Мир, мир дальнему и ближнему» (Ишайя 57, Брахот конец 85)). Творец мира создаёт речение уст и даёт рот человеку, и Моше учитель наш — Божий человек — слушающий речи Господа, а Аарон — говорящий и передающий. На то, что Моше говорил про себя, что он не «человек речей», толкуют мудрецы (Дварим Раба 1 7): например, человек кричит на улице: «Пурпурная ткань, пурпурная ткань!», призвал его царь и спросил, что у него есть (на продажу), тот ответил, что у него ничего нет. Сказал ему Царь: Не ты ли кричал, что у тебя есть пурпурная ткань? Тот ответил: Правильно, но для меня это пурпурная ткань, но для Царя это ничто. Похоже отвечает Моше: «Не человек речей я» — по сравнению с речами Всевышнего, нет ничего в моих речах.
В любом случае, Моше — учитель наш, доверенный в доме Божьем, развивался со временем, до того, что стал высоким оратором, чья речь охватывает великим взором весь Народ Израиля, географические границы Земли Израиля и историческое пространство всех поколений, прошедших и будущих до конца времён. Он видит все, через «светящуюся призму» своей чистоты. В удивительной широте он охватывает главы с нравоучениями, законами и описаниями. «Вот слова, которые говорил Моше всему Исраэйлю» — не только единицам избранных, но всему обществу Народа Израиля.
Тора в Земле Израиля
Что особенного в книге Дварим? Рамбан говорит, что это книга для завоёвывающих и наследующих Землю Израиля (Вступление к книге Дварим). После книги Берешит — предисловие перед появлением Народа Израиля, Шмот — появление Народа Израиля в общем, Ваикра — появление и подробности его определения, Бамидбар — формирование народа в пути между Египтом и Иерусалимом, приходит книга Дварим — книга Торы в Земле Израиля. Как сказано (Дварим 4 5): Смотри, научил я вас уставам и законам, как повелел мне Г-сподь, Б-г мой, дабы так поступать (вам) в стране, в которую вы входите, чтобы овладеть ею. (Моше как бы говорит речь от себя, но Маараль учил нас, что определение ученика это человек, который может сказать то, что не говорил его учитель, но отвечал так же, как мог бы ответить учитель, если бы его самого спросили (Дерех Хаим 1 1)
Но речь Моше, учителя нашего, была от себя (Мегила 31 1) соответственно, речь Моше — речь Творца, ибо Шхина (Б-жественное присутствие) говорит из его горла). Это книга «Повторения Торы» предназначенная для Торы, проявляющейся в Земле Израиля. Не абстрактная Тора из книги, не Тора с небес и высших миров, но Тора для нашего мира, для Земли Израиля. Поэтому и называют книгу Дварим «Повторение Торы». Понятие "Повторение Торы относится к теме царя, как заповедовано: « И напишет себе повторение этой Торы» (Дварим 17 18). Каждый еврей должен написать себе один свиток Торы (Сангедрин 21 2, Рамбам, законы свитка Торы 7 1), так как Тора принадлежит не только общине Народа Израиля, но и к каждому представителю народа в отдельности. В дополнение к этому, царь пишет себе ещё один свиток для себя «Тора царская». «Пусть он читает его все дни жизни своей» (Там же 17 19). В каждой ситуации он должен читать его, даже на войне он идёт со свитком, привязанным к руке как талисман, и прочитывает её главу за главой. (Сангедрин 21 2, Раши там) «Повторение Торы», это как бы Тора для царствования, Тора для царя в должности царя.
Это и есть смысл книги Дварим: проявление Народа Израиля в Земле Израиля, в царстве на этой земле и в его Народности. Поэтому книга Дварим не просто повторение, но и не вещи взятые ниоткуда. Это скорее разъяснения: «и вот Моше разъяснил эту Тору» — разъяснение, показывающее старое в новом свете. Раби Ицхак Абарбанель объясняет, что это разъяснение того, что сказано в остальных 4-х книгах. И это объяснение в новом свете, который светит народу из Сиона.
Милитаризм и Тора
К пояснениям Моше есть вступление. Поэтому это разъяснение дано «После того как он разбил Сихона, царя Эморейского, который жил в Хешбоне, и Ога, царя Башанского, который жил в Аштароте, в Эдрэи». Чтобы понять пояснения Моше, которые он собирается рассказать, нам нужно вступление в виде двух войн. Почему это относится к пониманию Торы? Почему милитаризм и Тора? Чтобы научить нас, что если люди думают, что милитаризм и Тора — это две разные вещи, то мы-то знаем, что создание Народа Израиля связано с обоими. И Тора в Земле Израиля связна с решением конфликтов военным путем в случае необходимости. Религия в отрыве от истории не требует оборонительных и освободительных войн, но не народ, требующий территориального отождествления самого себя с какой-то землёй, независимости и сбора всех своих частей воедино. Народ и есть «Тора в Земле Израиля», в том числе и народ, проявляющийся в государственных делах, связанных с войной.
Этого и не понимали разведчики. Но сейчас можно понять «После того как он разбил». Что вы думали? Что это невозможно? Что в нас нет этой силы? Слава Богу, у нас есть силы разбить два великих народа. И так же в конце главы: « И Йеошуе заповедал я в то время так: глаза твои видели все, что сделал Господь, Бог ваш, с двумя царями этими; то же сделает Господь со всеми царствами, через которые ты будешь проходить. Не бойтесь их, ибо Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас».
В наши дни большие и сильные народы нас окружают, но это не ново. Так же было и во времена Йошуа, так же было во времена Давида, так же было во времена Хасмонеев, и так есть сейчас. Но мы должны знать, что Всевышний с нами и мы все преодолеем и добьёмся успеха.
Наследование Земли Израиля
Есть много комментариев на Тору: Раши, Рамбан, и другие, но тут мы удостаиваемся комментария от самого Моше «И Моше разъяснил эту Тору». Конечно, Моше — доверенный в доме Божьем, он знает самые настоящие разъяснения. И вот объяснение от Моше: " Господь, Бог наш, говорил нам в Хорэйве так: «полно вам жить у горы этой». Смысл Торы не в том, чтобы сидеть вокруг горы Синай, но в: « Оборотитесь и двиньтесь, пойдите к горе Эморийца и ко всем соседям его в степи, на горе и на низменности, и в Негеве, и к берегам моря, в землю Кнаанийца и к Леванону до реки великой, реки Прата».
Это смысл Торы: прийти, поселится и унаследовать всю Землю Израиля. Мы народ и у народа есть Земля. «Кто как Народ твой Израиль, один народ в Земле». Тора раскрывается во всей полноте в Земле Израиля.
Земля Израиля — обещание или заповедь
Длинный спор нам оставили в последних поколениях: Должны ли мы сами унаследовать Землю Израиля, или нам надо просто верить в Божественное обещание и сидеть и ждать, когда оно сбудется? И тут нам передано в стихах перед нами обещание: « Смотри, Я дал вам землю эту». Получается, что если Всевышний дал, так пусть сам позаботится о её захвате. Но не так! Продолжается стих: «идите и наследуйте землю, о которой клялся Господь отцам вашим — Аврааму, Ицхаку и Яакову — дать им и потомству их после них».
Но ведь Всевышний поклялся что даст? Правильно, Всевышний поклялся, значит, нам надо прийти и унаследовать. Так со всеми большими вещами, которые являются одновременно заповедью и обещанием. Не правильно считать, что если Всевышний поклялся, нам остаётся сидеть и ждать. Более того, именно потому, что Всевышний поклялся, мы знаем, что у наших усилий есть смысл, и поэтому мы идём, селимся и наследуем Землю Израиля.
Руководство народом
Трудности власти
Народ, который приходит в страну, должен иметь лидера. И поэтому мы встречаем огромное количество наставлений по поводу руководства. «Как я могу нести вас и ваши усилия, вашу ношу и ваше множество» И говорить не надо, что руководить всеми один человек не может. Это должна выполнять система из людей, построенных в некоем определённом иерархическом порядке: Тысячники, сотники, пятидесятники, и десятники. Целая система больших и маленьких, действующих вместе. Усилия, ответственность и недовольство общественности, обязывают разделять власть в руководстве.
«Ваши усилия — учит, что Народ Израиля загружает руководство работой. Видел один победу над другим в суде и говорит: У меня есть свидетели, и доказательства которые я приведу, и я добавлю тебе ещё статей» (Раши). Нудники — люди, которые путают других, раскачивают других, и не принимают на себя власть без жалоб, но старающиеся подмять её под себя для того, чтобы она была устроена в их личных интересах. «Вашу ношу — учит нас, что были эпикоресами» «Моше вышел рано, сказали: Зачем сыну Амрама так рано выходить? Может что-то дома не так», похоже, поссорился с женой. «Моше вышел позже обычного, сказали: Зачем сыну Амрама так поздно выходить? Похоже, сидел и придумывал нам дурные советы и затевал против нас нечистое», видимо сидел и думал, как нас объегорить.
Все эти интриги за спиной Моше, учителя нашего, это пренебрежительное отношение к Мудрецам Торы, то есть, эпикорсут. «Ваше множество — учит, что были ворчливы», спорили и жаловались. Верно, надо заранее готовиться преодолевать эти проблемы, если брать на себя руководство. Именно поэтому Моше не мог справиться с этим сам, и присоединил других руководителей.
Счастье руководить
Как Моше берёт себе предводителей? «И взял» — уговорил их. Нельзя назначить руководителем против воли. Что им сказал Моше? «Блаженны вы, ибо руководить будете сынами Авраама Ицхака и Якова, над людьми, названными, братьями и ближними у которых есть надел в Земле Израиля (и другими приятными словами)». Вы будете руководить такими прекрасными и дорогими людьми. Но ведь мы учили, что они напрягают руководство, эпикоресы и ворчуны? Это не противоречит: В их поведении есть сложные вещи, и это обязывает руководство им помогать. Нельзя только руководить.
Вместе с тем, нужно не забывать о том каковой внутренней сущностью и высокой ценностью обладают эти люди — сыны Авраама, Ицхака и Якова, люди братья, ближние — ценность, обесценить которую не может любое неподобающее поведение.
Наставления руководству
Судьям нельзя быть предвзятыми. «Простого как важного выслушайте» - сказать тебе, «Чтобы был тебе важен и любим суд за копейку (пруту) как суд за 100 серебра. К чему сказано, чтобы тот кто пришёл первый, то дело и рассмотрели.» (Сангедрин 8 1) Нельзя сказать: Буду заниматься только важными делами, а на мелочи не буду обращать внимание. Мелкие дела не менее важны чем крупные. Поэтому, если какое либо учреждение или суд занимают мелким делом, им нужно заняться.
Вопрос: А если из за мелочей они не смогут решать большие вопросы?
Ответ: Обязанность решать мелкие вопросы имеет действие только в том случае, когда суд взял на себя разбирать это дело и уже начал, но если он может заранее сказать, что занят важными вещами и у него нет времени решать этот вопрос, поскольку он занимается более сложными. «Не устрашайтесь перед человеком» — двое пришли в суд, один мягкотелый, другой твёрдый. Выслушал обоих и ты знаешь, каков суд, откуда учится, что ты не можешь отказать им в судебном разбирательстве? Из стиха: Не устрашайтесь перед человеком. (Сангедрин 6 2). Ты не должен решать все вопросы, но если ты уже начал слушать, ты не можешь отказать только потому, что боишься связываться с тяжёлым человеком. Нельзя бояться, нужна сила и смелость.
Этот запрет действует и на важных людей и мудрецов Торы. "Откуда мы знаем, что ученик сидящий рядом с учителем и видящий правоту бедного и неправоту богатого не должен молчать? Из «Не устрашайтесь перед человеком», не затыкай себя перед важными людьми. (там же 7 2). Конечно правильно, что есть заповедь уважать Мудрецов Торы и их нужно бояться, но вместе с тем если ты думаешь, что тебе есть что сказать, ты должен сказать. Конечно, это надо делать в уважительной форме, но не бояться говорить, что либо, для выяснения правды. «Слушать между братьями» — нужно выслушать и большого и малого, выслушать обе стороны. Это предупреждение, чтобы не слушал суд показания одного из судящихся без второго. Надо выслушать всех и слушать одного в присутствии другого. Это не значит, что ко всем надо прислушаться, но выслушать надо всех. И тогда уже выносить своё решение.
Отношения между руководством и обществом
«И заповедаю вашим судьям» — а позже Он говорит «заповедаю вам». Замечает раби Элиэзер бен Шамлай: предупреждение общине, чтобы боялись и уважали (судей), и предупреждение судье, чтобы терпел общину. Судья должен терпеть общину, должен быть счастлив и весел от того, что поставлен над такими дорогими и важными людьми. Конечно, он должен знать, что они обладают и негативными качествами, поэтому должен делать дело с помощью других. С одной стороны, община должна бояться и уважать своего лидера, принимать то, что он скажет и доверять ему. И из этого можно управлять с Божьей помощью и приносить общине благословение.